17 ноября 2013 г.

Ложь кришнаитов — Часть 1

श्रीः

Без малого год минул, с момента публикации в майлру ряда эссе о кришнаитах. Это были первые шаги. Мы старались анализировать их учение и традицию пошагово, скрупулёзно, стройно. В будущем, надеемся, представить более полномасштабное исследование.

Идейным вдохновителем и главным инициатором цикла о кришнаитах по-прежнему остаётся Праџњата (http://prajnata.blogspot.ru/), человек вдумчивый и внимательный, что в наше время большая редкость. Надеемся, что и дальше он будет принимать активное участие в таких проектах.

Внимание! Людей с неустойчивой психикой и отсутствием аналитического мышления просим удалиться.

До того, как начать анализировать Чаитанйа-сампрадāй, он не казался столь невероятно пошлым, как теперь. Просвещённый читатель не склонен обольщаться относительно благородных проституток и святош живущих лишь в легендах да сказках. Однако трудность в том, что не все читатели, к которым мы сейчас обращаемся, достаточно просвещённые люди. Можно сказать, добрая половина из них не отличает и не разбирается в тонкостях Санāтана-дхарма и не способна отличить его от сект и псевдоведической литературы. Именно таким читателям кришнаизм и культ Чаитанйи, конечно, кажется интереснее и привлекательнее, чем пробивание через скучные дебри санскрита и тонкостей традиции Вед. Интереснее религия в которой непритязательному названию «разум» нет места.

Тем не менее мы в своём интересе собираемся подробно разбирать, изучая наследие действительно великих ведомцев — именно на таком высоком уровне и должна вестись критика сект и культов псевдобхакти и в частности Гауд̣ӣйа-сампрадāйа.

Не скроем, нам страстно хочется развенчать культ Чаитанйи. Но мы отдаём себе отчёт в том, что рядовой верующий или даже интересующийся, будет смущён приведёнными доводами, так как о традиции Вед ему ничего неизвестно.

С социально-религиозным течением, которое называют то бенгальским вайшнавизмом, то гауд̣ӣйа-мат̣хом, то рагануга-бхактьей, то Международным Обществом сознания Кришны, произошли любопытные исторические недоразумения, охватившие саму суть воззрений этого течения. Оно было и остаётся одним из выражений декаданса, щāстрового кризиса. Фольклор и буйство антиведовых сект средневековой Индии соревновались друг с другом в мистическом и трансцендентном.

Бенгальский ваишн̣авизм или гауд̣ӣанство (далее гаудианство), развивался постепенно, волнами. Одна волна воззрений сменяла другую, что-то добавлялось, что-то отходило как незначимое. Одной из таких волн, спустя четыреста лет после возникновения секты, было буйство фантазий судьи и мыслителя новой формации — Бхактивинода Тхакура. Именно с него началась новая эра отступничества от ортодоксального гаудианства — шестерых госвāмӣнов Вриндāвана, Вищванāтхи Чакравартӣ и Баладэва.

Бхактивинод придумал новое гаудианство, во многом отличающееся от того, что проповедовали патриархи. Идеи Бхактивинода сплошь выдуманы, подогнаны и рассчитаны на невежественного обывателя. Конечно, ортодоксы были возмущены, но какое ему до них дело. Своё ви́дение Бхактивинод доверил бумаге, плодовито издав несколько книг. Пожар нео-гаудианства охватил сначала Мāйāпӯр, Навадвӣпу, а затем перекинулся на Калькутту. Бенгал пылал.

Спустя сто с небольшим лет навязчивый вирус фантазий бывшего судьи был перенесён на Запад, хотя и с небольшими, но яркими вариациями.

Носителем вируса был āчāрйа-основатель Международного Общества сознания Кришны — А.Ч. Бхактиведāнта Свāмӣ Прабхупāда (далее АЧС).

Фантазии свāмӣџи были не настолько продуманны как у Бхактивинода, но не менее экстравагантны, чего только стоят его переводы (при том, что свāмӣџи не знал санскрит) и противоречивые высказывания по одному и тому же вопросу (темы разнообразны, например четыре варианта џӣва-татва).

Его детище (Международное Общество сознания Кришны — ISKCON) решило отгородиться от остального гаудианства, впитав идеи Бхактивинода и АЧС, стихийно добавив к ним собственное невежество и предрассудки западной формации вкупе с возрождением инквизиции как неотъемлемого слагающего Организации. Карательный аппарат не очень надёжно защищает ISKCON, несмотря на усилия по преследованию инакомыслящих, обнаруживших при анализе идей гаудианства множество подозрительных мест или нестыковок.


Итак, подведём итоги.

В интернетах бытует видеозапись, в которой бывший зицпредседатель «Московского Общества сознания Кришны», Бхакти Вигьяна Госвами, отвечает на вопрос — цит.: „А скажите, пожалуйста, часто можно слышать, вот что «Международное Общество сознания Кришны» это секта, которая промывает людям мозги, зомбирует. Что вы можете сказать на это?“.

Бхакти Вигьяна Госвами: „Общество сознания Кришны — это великая традиция, за нами достаточно долгая история“.

И тут же, противореча своим словам, продолжает: „Наша конкретная ветвь вайшнавизма началась 500 лет тому назад в Бенгале, в средневековой Индии. И основателем ее является Чайтанья Махапрабху — великий святой Индии, признанный всеми. На самом деле, сам он в свою очередь следовал еще более древней традиции вайшнавизма, которая насчитывает тысячу и тысячу лет, и запечатлена в таких источниках, как Махабхарата, как Бхагавад Гита или Бхагавата Пурана. За нами стоит традиция, насчитывающая много веков, в традиции со своими святыми, со своими очень высокими духовными и моральными принципами, которые в сущности являются гарантами того, что отклонения, которые будут безусловно допускаться, тем не менее не перейдут в какую-то злокачественную вещь. Обычно секты, которые допускают такое отношение к людям, изобретенное их собственными авторами, не имеют глубоких исторических корней“.

К сожалению это всего лишь показное „глубокомыслие“. Фасад, выдаваемый желаемое за действительное, в котором нет и намёка на честность. Проповеднический приём, направленный на обывателя, человека невежественного, знакомого с Индией, в лучшем случае, с подачи мадам Блаватской и Рёрихов, на людей, для которых Индия это шамбала-карри-гуру, с еле слышимой и пока ещё незагубленной тягой к прекрасному.

Безусловно, недостатком обывателя является невежество, но это не самый страшный недостаток, ведь можно выучить язык, изучить основы, а вот пользоваться этой невежественностью для охмурения паствы низко и подло.


Вот ещё несколько цитат Бхакти Вигьяны Госвами из этого же видео, для полноты картины:

„Всё то, что имеет глубокие исторические корни, не может быть построено на ложном фундаменте, потому что оно будет разрушено неумолимым временем“.

„Но священные писания, на которых основано общество, учительские традиции, с которыми оно пришло, какие-то культурные традиции, которые оно несет, все они имеют очень глубокие корни и не имеют отношения к формальной организационной структуре“.


И наконец, самое пошлое и откровенно лживое заявление: „Естественно, с философской точки зрения, как я уже сказал, никакие обвинения в том, что это секта, не выдерживают критики“.


Из заявленного видно:

1. Древность традиции и глубокие исторические корни — залог истинности. 2. Наличие выдуманных святых, отклонения — это нормально и незлокачественно. 3. Чаитанья принадлежал к более древней традиции, чем сами кришнаиты. 4. Высокие духовные и моральные принципы гарант незлокачественности.

Давайте проанализируем по-пунктно, всё ли верно и так ли обстоит дело, как заверяет Бхакти Вигьяна Госвами. Не обманывает ли он телезрителей, радиослушателей и читателей. Такая уж ли древняя традиция это гаудианство, как он заявляет. И главное — действительно ли с философской (идеология) точки зрения всё так гладко и правдиво.


Любой желающий может перепроверить все наши слова, слова Бхакти Вигьяна Госвами или слова упоминаемых в статьях авторов и факты.

Не надо ничего принимать на веру. Каждое наше слово должно быть проверено, на каждую ложь должен быть получен вразумительный, не однобокий ответ от представителей гаудианства.


Позиционирующая себя как некое ведическое учение из недр ведической культуры организация «Международное Общество cознания Кришны», равно как и другие ветви гаудианства (Гауд̣ӣйа Мат̣х), оказывается на поверку, благодаря самому ведическому проверочному аппарату (Веда-щāстра-прамāн̣а), ничем иным, как банальной фальшивкой, профанацией, использующей популярный брэнд „ведический“ для придания авторитетности своим идеям. Организация «Международное Общество сознания Кришны» и гауд̣ӣанство в частности находятся за пределами ведовой гармонии.

С огоньком, задором, воодушевлением, самозабвенно, с песнями да плясками, кришнаиты пытаются убедить весь мир, что они древнее учение. Бхакти Вигьяна Госвами использует те же слова, добавляя при этом „вайшнавская ветвь“.

Однако о кришнаитах ничего не было известно до 15-го века. Почему? Потому, что не существовало такого учения. В конце пятнадцатого века родился Чаитанйа, став последователем не-ваишн̣авского учения (адваитавāда), стоящего резко на анти-ваишн̣авских позициях. Само же гаудианство было сформировано гораздо позже. Патриархами, которые сочиняли не только новую идеологию, но и выдумывали несуществующие „щāстры“, стали шесть госвāмӣнов Вриндāвана.

Для новой идеологии нужны были основания и идеи. Так появилась планета Голока в работах Џӣвы Госвāмӣна и несуществующая ведическая книга Брахма-сам̇хитā, которая прекрасно обосновывала эротическое вожделение — мāдхурйа-рāсу.

До появления на сцене шести госвāмӣнов ни о Голоке, ни о мāдхурйа-рāсе никогда, никто в гаудианстве не говорил, не было даже намёков. Самый ранний источник — «Чаитанйа-бхāгавата» — биография Чаитанйи, не содержит этих идей. Они появляются в «Чаитанйа-Чаритāмрьте», ещё одной биографии Чаитанйи, по времени появившейся уже после госвāмӣнов.


Вывод простой: госвāмӣнам нужно было обосновать свои идеи, а в веда-щāстрах этих идей нет, значит нужно найти такой источник, причём ведический, в котором они описаны. Так появилась Брахма-сам̇хитā. Разумеется, никто, никогда об этом источнике не слышал. Ни один брāхман̣. Но почему? Всё просто, сам̇хиту нашёл Чаитанйа в заброшенном храме где-то, когда-то в южной Индии. Текст очень старинный, давно канувший в забвение и т.д. и т.п.

Теперь у госвāмӣнов появилась возможность доказывать существование Голоки и мāдхурйа-рāсы. Стали плодиться цитаты из Брахма-сам̇хиты и комментарии на неё.

Справедливости ради можно задаться вопросом: возможно, и не госвāмӣны выдумали Голоку, Бр.-сам̇хиту, Рāдхāран̣ӣ, но почему о них нет ни слова в «Чаитанйа-Бхāгавате», источнике гаудианства до шести госвāмӣнов. И почему в щрути и сат-āгамах ничего подобного нет, хотя сами гаудианцы называют автора «Чаитанйа-Бхāгаваты« воплощением Вйāсы?


К контрапунктам. С каких это пор ведическая культура определяется древностью? Критерием её истинности и чистоты является Веда-вāк. Веды. Не писания, заметьте. Не сочинительства, не авторские монографии святых, какой-либо известной или не очень школы.

Какими временными промежутками оперирует Бхакти Вигьяна Госвами, определяя древность своей идеологии? 500 лет это срок истинный или немножко надо потерпеть? Каково определение „древности“ в его понимании? То, что старше дедушек и бабушек? В культуре Вед возраст не играет роли и пугать им можно разве что молодок. Да что там говорить, христианство и то древнее, не говоря уже об иудеях.


Бхакти Вигьяна Госвами гарантирует, что в древности отсутствуют весомые отклонения и неистинность. Откровенная ложь. В Брахма-сӯтрах Щрӣ-Ведавйāса описывает школы, чьи учения или идеология противоречат ведословию и являются злом: буддизм, щактизм, сан̇кхйā и пр. В списке нет кришнаитов и не могло быть. Кришнаиты — это секта средневекового индуизма, появившаяся в период, когда анти-ведические ереси пытались выплеснуться в массы, благодатная почва мятежного средневековья и миссионерства христиан сыграли им на руку, но от этого они не выпадают из категории нечисти. Ведь в их идеологии присутствуют все признаки блядознания и пāшан̣д̣атвы. Новые идеологии средних веков, без роду без племени, впитывали в себя идеи христианства, индуизма, ислама и культы аборигенов. Это время подарило миру неведовые секты Кабира, Валлабхи, Чаитанйи, гуру Нāнака, рāмāнандинов, Мирабаи и ряд популярных святых, таких как Тулсӣдāс, Тукāрāм и мн. других.

В гаудианстве ярко прослеживаются черты мāйāвāда и открытое восхищение Щрӣдхаром Свāмӣ, ярким представителем мāйāвāда.

В восемнадцатом веке Баладэва Видйāбхӯшан̣а, скопировав практически полностью комментарий Щрӣ Мадхвāчāрйи на Брахма-сӯтры, выдал его за свой собственный в арбитражном споре с сектой рāмāнандинов за право собственности недвижимостью.

Среди заслуг гаудианства также следует упомянуть присвоение секте основания Движения Бхакти Харидасов (в Бенгале спустя 200 лет после смерти Чаитанйи оно стало называться „Движением Санкиртаны“). Чаитанйа, побывав в обители ариев, в Уд̣упи, увидел размах бхакти, вдохновившись им, решил продолжить то же самое в своем родном Бенгале. Однако сегодня именно Чаитанйе вменяют в заслугу основание этого Движения по всему миру. Историческая несправедливость налицо. Мы не утверждаем, что Чаитанйа сам себе присвоил, но гауд̣ӣи на этом настаивают.

Фальсификация и явная ложь в книгах секты — ещё одна характеристика. Речь идёт о встрече представителя татвавāда с Чаитанйей в Уд̣упи.


Древность и старинность анти-ведовых ересей говорит о том, что Бхакти Вигьяна Госвами не знаком с щāстрами, не знает санскрит и вероятно не владеет бенгали. Он намеренно лжет, в том числе и о том, что древность традиции это гарант истинности. Ереси существуют не одно тысячелетие, и ничего, дальше будут существовать.

Первый вопрос: выдерживает ли философскую критику и обвинения «Общество сознания Кришны» и гаудианство? Основана ли их идеология на щāстрах?

Позволим читателю не поверить на слово участнику видеоролика и проверим его слова дословно.


1. Одним из главных постулатов, можно сказать, самым главным постулатом гаудианства является то, что Крьшн̣а — источник всех аватāров.

Главным подтверждением этой идеи гауд̣ӣи разных формаций считают стих из Бхāгавата-Пурāн̣ы 1.3.28, где говорится, что Крьшн̣а — это „свайам бхагавāн“. Не счесть гауд̣ӣйских комментариев на эти стихи. Например, А.Ч.Свāмӣ, основатель Международного Общества сознания Кришны пишет:

Цитата: „По утверждению Шрилы Дживы Госвами, основанному на авторитетных источниках (?), Господь Кришна — источник всех остальных воплощений. Сам же Господь Кришна не имеет источника. Личности Господа Шри Кришны в полном объеме присущи все признаки Высшей Истины, и в «Бхагавад-гите» Господь провозглашает, что нет истины, превосходящей Его или равной Ему. В этом стихе употреблено слово свайам, подчеркивающее, что у Господа Кришны нет иного источника, кроме Него Самого. Несмотря на то, что и в других местах воплощения описываются словом бхагаван, указывающим на особые функции этих воплощений, они нигде не провозглашаются Верховной Личностью. В этом стихе слово свайам определяет верховную власть как суммум бонум“.

Однако слово свайам означает сам или сам лично. Другими словами, если это Рāмачандра, то получается, Он не сам лично? Не Бхагавāн? Может ли Бхагавāн не быть собой? Кто это тогда? Заместитель Бхагавāна?

Давайте же не будем сотрясать воздух и заглянем в словарь: а) स्वयम् svayam ind. oneself; б) स्वयम् svayam ind. self; в) स्वयम् svayam ind. one's self. Никаких намёков на смысл, который вкладывает АЧС.

А далее уже ставится под сомнение смысл других стихов Бхāгавата, где зачастую для иных аватāров Вишн̣у используются те же слова „свайам бхагавāн“. Например, Дханвантари описывается как Бхагавāн Cвайам: धन्वन्तरिश्च भगवान् स्वयम् \ дханвантарищча бхагавāн свайам (Бхā. 2.7.21).

А здесь описывается Вāманадэв как „свайам Бхагавāн Нāрāйан̣а: तस्यानुचरितमुपरिष्टाद्विस्तरिष्यते यस्य भगवान् स्वयमखिलजगद्गुरुर्नारायणो द्वारि गदापाणिरवतिष्ठते निजजनानुकम्पितहृदयो येनाङ्गुष्ठेन पदा दशकन्धरो योजनायुतायुतं दिग्विजय उच्चाटितः \ тасйāнучаритам упаришт̣āд вистаришйате йасйа бхагавāн свайам ... (Бхā. 5.24.27).

Далее о Вишн̣у: श्रीराजोवाच समः प्रियः सुहृद्ब्रह्मन् भूतानां भगवान् स्वयम् इन्द्रस्यार्थे कथं दैत्यानवधीद्विषमो यथा \ ...бхӯтāнāм̇ бхагавāн свайам... (Бхā. 7.1.1.).

А здесь говорится о Господе Ваикун̣т̣хи, как о свайам Бхагавāне: पत्नी विकुण्ठा शुभ्रस्य वैकुण्ठैः सुरसत्तमैः तयोः स्वकलया जज्ञे वैकुण्ठो भगवान्स्वयम् \ ...щубхрасйа ваикун̣т̣хаих ... ваикун̣т̣хо бхагавāн свайам (Бхā. 8.5.4).


продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий